Перейти к основному содержанию

Справка "Содержание и методы работы по разложению войск противника" (из архива начальника 7-го отделения политуправления 62-й армии А.П. Шелюбского)

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗЛОЖЕНИЮ ВОЙСК ПРОТИВНИКА


1. В настоящее время, когда в настроениях гитлеровских солдат произошел серьезный перелом, когда налицо продолжающийся процесс разложения германо-фашистской армии, для развертывания в частях врага нашей работы создаются исключительно благоприятные условия. Мы должны эти условия максимально использовать. Необходимо нашу пропаганду в войсках противника поднять на новую ступень, значительно активизировать и усилить. Этого требует от всех командиров и политработников Глав.ПУРККА в своих последних директивах за №31 «О задачах пропаганды среди войск противника в ближайшее время» и №050 «О старших инструкторах по работе среди войск противника в политотделах дивизий».


2.  Работе среди войск противника, разложению его вооруженных сил наша партия всегда придавала огромное значение. Пропаганда большевистской правды в лагере противника сыграла выдающуюся роль в период гражданской войны. Значительное место она занимала в боях на Халхин-Голе и в войне с белофиннами.


С первых дней Великой Отечественной войны против германских захватчиков наша партия развернула большую работу по разложению войск неприятеля. Для осуществления этой цели во всех политорганах Красной Армии создан специальный аппарат.


За время войны выпущены десятки миллионов экземпляров листовок, воззваний, обращений, газет и прочей литературы на немецком, финском, румынском, итальянском, венгерском и других языках. Содержащиеся в этих документах огненные слова большевистской правды о грабительском, несправедливом характере войны фашистской Германии против СССР, распространялись и все шире распространяются среди войск неприятеля, подтачивая его морально-политические устои.


3. Чтобы знать противника и успешно развертывать работу по разложению его войск, командиры, политработники и политорганы должны постоянно и тщательно изучать действующие на их участках вражеские части.

Необходимо изучить личный состав частей (вплоть до взвода), их политико-моральное состояние, содержание и формы гитлеровской пропаганды, личные особенности и боевые качества вражеских командиров. Особенное внимание следует обратить на новые так называемые «весенние» дивизии Гитлера.
Для изучения противника и его тыла используются:

а) данные разведки (общевойсковой во всех ее видах, агентурной и т.д.);

б) документы, газеты, листовки, обнаруженные в штабах противника и на поле боя, письма, дневники, записные книжки, отобранные у военнопленных, раненных и убитых солдат и офицеров врага.

Все документы (в том числе и фотоснимки) необходимо подбирать, упаковывать и направлять в вышестоящие политорганы. Письма пересылать обязательно вместе с конвертами, на фотоснимках делать надписи у кого они отобраны, где, когда; на пачках документов также делать соответствующие надписи (где найдены, когда и т.д.). На письмах обычно ставится номер ППС. Там, где имеется возможность, нужно устанавливать номер части и надписывать его на документах.

в) рассказы военнослужащих, действовавших в тылу врага, сообщения партизан и местного населения;

г) материалы опросов военнопленных.


4. Центральное место в работе среди войск и населения противника занимает печатная пропаганда. Глав.ПУРККА, политуправления фронтов и политотделы армий выпускают большое количество листовок, газет и иллюстрированных изданий для вражеских войск. Сюда относятся такие документы, как «Известия с фронта», «Что происходит в Германии», «Международная информация», «Правда об СССР», общеполитические, тематические, оперативные и другие листовки. В них рассказывается немецким солдатам правда о положении на фронтах, внутри Германии, о международных событиях и разоблачаются лживые измышления гитлеровской пропаганды.

Почти все советские листовки имеют пропуск на немецком и русском языках.

Несмотря на жестокие кары германского командования по отношению к тем, кто читает советские листовки, многие германские солдаты не только читают, но и бережно хранят их.


5. В последнее время частями Красной Армии проделана огромная работа по распространению среди войск противника приказа Наркома Обороны товарища СТАЛИНА от 23 февраля 1942 года №55. Этот исторический документ проникает все больше и больше в массу оболваненных немецких солдат и помогает им освободиться от фашистского дурмана.

Гитлеровское командование запугивает своих солдат тем, что советские командиры и комиссары якобы убивают военнопленных. Приказ товарища СТАЛИНА разоблачает эту вражескую клевету. Особенно сильное впечатление на солдат и офицеров германской армии производит то место из приказа, где говорится, что «Красная Армия берет в плен немецких солдат и офицеров, если они сдаются в плен, и сохраняет им жизнь».  Под непосредственным влиянием сталинского приказа многие солдаты и офицеры уже сложили оружие перед нашими доблестными частями и сдались в плен. 

Так, пленный обер-фельдфебель Георг Франц рассказывал:

«Более 60 человек из нашей роты прочитали листовку с приказом СТАЛИНА. Я прочитал этот приказ 7 марта и вскоре с группой солдат в 12 человек сдался в плен. Многие солдаты ищут удобного момента для перехода на сторону Красной Армии».


Сдавшийся в плен солдат Артур Бур показал:

«Германские солдаты перестают верить наглому вранью офицеров, заявляющих, что русские не берут в плен. Из ваших листовок, которые все чаще попадают в наши руки, мы узнали о последнем приказе СТАЛИНА, где говорится, что каждому солдату и офицеру немецкой армии, сложившему оружие и сдавшемуся в плен, будет сохранена жизнь».


6. Распространение листовок и газет – главная форма работы среди войск противника и в его тылу. Листовки и газеты распространяются различными путями: самолеты, агитснаряды, агитмины, разведчики, партизаны, автоматчики, группы боевого актива подразделений (парашютисты, мотоциклисты, танкисты, пехотинцы и т.д.), местное население, при помощи попутного ветра, бумажного змея и т.д.

Самолеты – наиболее быстрый способ забрасывания нашей печатной продукции в стан врага. Не меньшую роль в распространении советской литературы играют и наземные средства. Особое место принадлежит здесь разведчикам (мото, конные, пешие). Политработники и политорганы должны проводить среди разведчиков специальную работу, готовить их к тому, чтобы, наряду с выполнением боевых задач, самоотверженно распространять в лагере противника советские листовки и газеты.


7. Из средств устной пропаганды наибольшее значение имеют звуковещательные установки различных типов (мощные громкоговорящие, оконные, ранцевые). Они с успехом применяются нами на всех фронтах и зачастую работают под ураганным огнем противника.

Продолжительность передач колеблется от 10-15 минут до 1 часа. Были случаи, когда вещание длилось около двух часов (на Северо-Западном фронте).

Звуковещательные станции работают в любое время суток, чаще всего ночью или на рассвете. Предварительно выясняется, какая немецкая часть расположена на участке деятельности станции, особенности этой части, ее состояние, данные о личном составе. Репродукторы устанавливаются как можно ближе от неприятельских позиций (обычно 80-200 метров).

В программу передач включаются различные материалы: из докладов, тексты листовок, сообщения Советского информбюро, музыкальные номера, обращения и письма военнопленных и т.д.

Действенность советских радио-передач огромна. Солдаты противника проявляют к ним исключительный интерес. Нередко они во время наших передач прекращают огонь и вылезают из окопов, чтобы лучше слышать речь советского диктора.

Пленный ефрейтор Линехи показал:

«Мы все очень внимательно слушали вашу передачу. Она вызвала большой интерес у солдат. Я должен сказать, что ваши радиопередачи вызывают огромный интерес и каждый солдат слушает их, затаив дыхание».


Наряду с мощными радиовещательными станциями, на фронте используются простые, сделанные из жести рупоры. Через рупоры передаются короткие тексты-приказы, лозунги и другие материалы.

Опыт показал, что для передачи через рупор лозунгов и коротких обращений не обязательно иметь диктора, хорошо владеющего языком противника. Нужно подготовить текст лозунга, написанный русскими буквами и обозначить над слогами ударения. В этом случае боец после небольшой тренировки сможет прочитать правильно текст, и немецкий солдат поймет его. Таких дикторов из рядовых красноармейцев имеется уже много. 

Для пропаганды среди войск неприятеля применяются также плакаты с лозунгами, призывами и карикатурами. На Карельском фронте некоторые наши части, занимающие оборону, вывешивают вдоль переднего края антифашистские лозунги на немецком и финском языках. На одном из них крупными черными буквами, далеко видными среди снегов, было написано: «Если не хотите мерзнуть, то переходите к нам». Другой лозунг призывал: «Финские солдаты, изгоняйте немцев из Финляндии, кончайте войну, затеянную Гитлером».


8. Одной из задач политработников и политорганов на фронте является – организовать фотографирование военнопленных, трофейного имущества, взорванных укреплений и вражеских трупов. Необходимо также организовывать фотосъемки и сбор материалов (акты, документы, показания пострадавших и т.д.) о зверствах, грабежах, разрушениях и насилиях гитлеровской грабьармии.

Политработники и политорганы должны решительно пресекать все попытки врага вести пропаганду среди наших войск. Необходимо в частях организовать дело так, чтобы все листовки и воззвания неприятеля собирались и уничтожались.

Хранение и чтение фашистских листовок рассматривать как антифашистские действия. На попытки врага использовать радиовещание для пропаганды среди советских войск нужно отвечать огнем.


Необходимо систематически информировать свои части не только о вооружении, тактике и коварных приемах противника, но и составе его войск, их политико-моральном состоянии, о всех фактах и происшествиях в лагере врага, могущих еще более поднять боевой наступательный дух наших войск.

 

Дата

Источник

Музей-заповедник "Сталинградская битва", г. Волгоград
КП 25240

Автор(ы)/подписант(ы)